«Студенческая радиоэкспедиция в Приэльбрусье», www.mauntain.ru , 12.2005

СТУДЕНЧЕСКАЯ РАДИОЭКСПЕДИЦИЯ – АЛЬПИНИАДА В ПРИЭЛЬБРУСЬЕ
UE3WMK/6 – горы Кабарды

Автор статьи Кирилл Коротько (RA3WUV)

Мне говорят: какой резон
в твоих палатках на снегу?
Мне говорят: не тот сезон.
А я иначе не могу.

Горы издавна влекли к себе человека красотой белоснежных вершин, изумрудным ковром лугов, необузданным нравом рек. Кто-то просто любит горы, кто-то идёт сюда за новыми спортивными достижениями, кто-то проверить свой духовные и физические силы.

Идея организации и проведения КВ-радиоэкспедиции на высочайшую точку Европы Эльбрус (5642 м) родилась давно в молодежном спортивном радиоклубе СПОРАДИК Курского государственного техуниверситета. И вот в конце августа на общем собрании решили заняться этой идеей вплотную. Прежде всего, пригласили альпинистов, которые уже имели опыт восхождения на Эльбрус. Они рассказали нам о программе спортивной подготовки, о проблемах, которые могут нас ожидать, о погодных условиях в высокогорье.

Затем мы стали думать какую аппаратуру нам взять. Труднее всего найти подходящие аккумуляторы. Имеющиеся у нас были очень тяжёлыми, и тащить их в гору было бы делом бессмысленным. Каждое предложение по поводу технического снаряжения радиоэкспедиции высказывалось на собрании и бурно обсуждалось. Мы определили те проблемы, которые должны будем решить и наметили дату проведения радиоэкспедиции: середина июля 2006 года
Особое отношение решили уделить физической подготовке. Всем желающим попасть в состав команды, было сказано: «Хочешь пойти – займись спортом. Слабак не дойдёт». И понеслись дни подготовки. Вначале октября на собрании, руководитель студенческого радиоклуба сообщил, что альпинисты из нашего университета собираются проводить альпиниаду в Приэльбрусье и могут взять к себе в группу 5 человек радиолюбителей. Представлялся уникальный шанс проверить свой силы и аппаратуру перед июльской радиоэкспедицией. Пять человек радиолюбителей-альпинистов составили: Чернецкий Сергей (RA3WKJ), Долженков Александр (RA3WOK), Козлов Александр (RA3WTR), Коротько Кирилл (RA3WUV), Пиккиев Валерьян (RW3WW), а вся группа состояла из 19 человек. Все студенты и сотрудники Курского государственного технического университета. Руководитель альпиниады – Кудрявцев Валентин Александрович, альпинист-инструктор первой категории, преподаватель ВУЗа, который ежегодно «болеет» горами с 1967 года. Почти все ребята ехали в горы в первый раз. Специальный позывной радиоэкспедиции - UE3WMK/6 (Mount of Kabarda) горы Кабарды - был зарегистрирован в радиочастотном центре.

Из аппаратуры решили брать наш «закалённый» во многих экспедициях трансивер Icom -706MKIIG с антенным тюнером, переделанный блок питания то компьютера, аккумуляторы от источника бесперебойного питания 2 штуки 12В 7,5 А/ч , последовательно соединив их с 4 аккумуляторами 10 НКГЦ по 1,2В 10А/ч (защита трансивера срабатывает при снижении питания до 11,5 В). Из антенн решили брать I.V. 7-14 МГц (базовый лагерь) и самодельную G.P. на 14МГц. Изготовлена она из пластикового телескопического удилища, в кольцах продели 4 мм провод, сделали растяжек, и надели всю эту конструкцию на 2-х метровую алюминиевую трубу. Всю аппаратуру проверили и настроили в полевых условиях. Работала отлично!

И вот настал день отъезда. 28 октября, пятница. Поезд Москва-Кисловодск отправлялся из Курска ранним утром, в 5:15. Путь до Пятигорска в дружной компании показался довольно быстрым. Прибыли в Пятигорск в 7 часов утра. Погуляли по городу, попили местного нарзана, докупили продуктов и в 11 часов сели в ожидавший ПАЗик. Теперь путь лежал в долгожданные горы. Время в пути около 4-х часов. Несколько раз останавливали автобус и фотографировались на фоне гор. Наше временное жилище называлось Учебно-методический Центр (УМЦ) «Эльбрус». Это красивое трёх этажное здание, расположенное в живописном месте ущелья Адыл-Су на высоте 2000м. Расположились мы в уютной 6-ти местной комнате, пустующего в это время года УМЦ, с небольшим балкончиком на самом верхнем 3-ем этаже.

Первым делом разворачиваем радиостанцию. Достаём трансивер, подключаем блок питания, устанавливаем I.V. на балконе и подключаем её к трансиверу. Всё работает!!! Но, к большому сожалению, разрешение на работу спецпозывным у нас было только с 00:00 GMT 31 октября. Нам нечего не оставалось делать, как слушать работу станций в CQ WW SSB. На воскресение, 30 октября, была запланирована акклиматизационная прогулка в соседнее ущелье Ирик Чат. Приэльбрусье встречало нас снежной погодой. За сутки выпало более 20 см снега. В некоторых местах после этого снегопада сошли лавины. Но это не помешало нам здорово прогуляться и попить чудесного нарзана - самого вкусного во всём Приэльбрусье. Вернулись домой только вечером, уставшие и полные впечатлений.

И вот настал, наконец, день нашего выхода в эфир! 31 октября в 3:20 GMT на 7070 кГц зазвучал позывной нашей станции: «Всем, я UE3WMK/6, высота 2000 м, ущелье Адыл-Су, Кабардино-Балкария, RDA KB-10, всем приём». В 3:24 первая связь с RV3LP Александром из Смоленска. Под ликование всех участников радиоэкспедиция-альпениада КурcкГТУ началась!!! За утро и вечер этого дня только на 7 МГц было проведено 240 QSO c 10 странами мира. Отличное начало! Шли дни. Мы постигали основы альпинизма. Поднимались по отвесным скалам, ходили в связках, проходили ледовую подготовку. В плохую погоду некоторые упражнения отрабатывали на лестницах или на стенах нашего жилища. В хорошую погоду удалось совершить два подъема на высоту 2400м и к леднику Кашка-Таш (2700м). Не забывали и работу в эфире в свободное от альпподготовки время. Работали в основном с 3 до 5 и с 13 до 17 GMT.

Настал день восхождения - 4 ноября. Накануне, в район нашего восхождения вышла группа из 3-х боле опытных альпинистов, чтобы пробить тропу к перевалу и разведать место под развёртывание радиостанции экспедиции. Но не удалось! Быстро испортившаяся погода, снежные заряды с ураганным ветром, не позволили им сделать это. Нам оставалось только надеяться на непредсказуемость погоды в горах и перемены к лучшему. Вечером в эфире мы сообщали, что будем активны на 20 м позывным UE3WMK/6 с перевала ВЦСПС (RM03-020), высота 3800м с 11 до 13 MSK. Необходимое снаряжение упаковали с вечера, поскольку подъём намечался в 4 утра, а выход в 5. Отбой в 21:00 и во всём УМЦ гаснут окна, группа мирно засыпает, чтобы завтра выйти на своё первое в жизни восхождение на горную вершину.

Дежурные подняли всех в 4 часа утра. Зарядка, завтрак и сбор в 4:45. Проверка снаряжения, последний инструктаж и в 5:00 группа покидает пределы УМЦ Эльбрус. Ясное небо полно ярких звёзд. На востоке, в начале ущелья едва-едва светилось небо и только внизу, по дну ущелья, шумела река Адыл-Су. Трудно поверить, что вчера злилась вьюга, и один из наших товарищей получил обморожение пальцев. В 7 часов утра начался подъём. Поднимаясь по 40-50 минут, и делая 10-ти минутные привалы, достигаем обширного заснеженного плато, где можно развернуть радиостанцию. На часах 11:15 MSK, на GPS-приемнике 3303 м. Быстро советуемся между собой по поводу места под антенну и начинаем распаковывать радиоаппаратуру. За 15 минут ставим нашу самодельную GP, подводим её к трансиверу и включаем питание. Трансивер находится в рюкзаке, туда ведут провода питания от аккумуляторов, находящихся в соседнем рюкзаке, и антенный кабель.

Первым за работу сажусь я. Сидя на каске и накрытый полиэтиленом (защита от ветра), кричу в эфир: «Всем, я UE3WMK/6, перевал ВЦСПС, высота 3300 м, приём». Настораживает довольно большое КСВ=3. Но после нескольких CQ вызывает 4X4JU, принимает на 59+. Пошло дело!!! В течение двух часов попеременно проводим 24 QSO с 15 странами мира. В 12:15 в трансивере сработала защита и он отключился. Аккумуляторы сели. Мы быстро сворачиваем аппаратуру, перекусываем армейским пайком, подогретым на сухом спирте, и начинаем спуск вниз. Спустились на дно ущелья около 16:00, сделали небольшую передышку, посоветовались и решили зайти на источник нарзана, находящийся по пути. Что может лучше бодрящей воды после восхождения! Вернулись в лагерь около 18:00. Переоделись, развесили сушиться вещи, и пока готовился ужин, я воспользовался возможностью и сел за трансивер.

Оказалось, что многие ждали нашего выхода, но не все услышали нашу работу. Итог дня: 24 QSO за 2 часа на перевале +базовая станция около 50 QSO.

Последний день решили посвятить поездке к подножию Эльбруса. Отпросились у инструктора до 15 часов и двинулись в Азау – поселок у подножья Эльбруса.

После полтора часа стояния в очередях за билетами и на канатную дорогу мы оказались на станции «Мир» - высота 3500 м. Красавец Эльбрус виден как на ладони. Поднимаемся ещё на одной очереди канатной дороги до приюта Гарабаши («Бочки») 3700м. Через 15 минут мы стояли ещё ближе к могучему Эльбрусу, до которого оставалось 9 часов хода. Мы бы долго любовались красотами, но время поджимало, и надо было возвращаться обратно

По возвращении в лагерь стали укладывать свои вещи в рюкзаки, собираться домой. Трансивер и антенну единогласно решили упаковать в день отъезда.

Пробовали поработать в эфире, но проходивший Ukraine DX Contest не давал нам шансов. Нашу маломощную станцию мало кто слышал на фоне мощных contest станции. Итог дня: всего лишь 10 QSO. День отъезда. Всем хочется остаться ещё хотя бы на пару дней, но надо домой: ждёт семья и учёба. Саша RA3WTR проводит последние QSO, и мы складываем трансивер в рюкзак и упаковываем антенну. Убираем дом, гостеприимно принявший нас домашним теплом, и выходим на улицу. Последний раз проверяем вещей, благодарим смотрителей турбазы, надеваем рюкзаки и выходим за территорию УМЦ. Горы, я не прощаюсь, я ещё вернусь!

Радиоэкспедиции UE3WMK/6 радиоклуба «Спорадик» КурскГТУ удалась на 100%, хотя и не были покорены все вершины. Наша цель, поработать хотя бы с одной вершины выполнена, (перевал ВЦСПС RM03-020)! Итог экспедиции: 659 QSO с 25 странами мира.

Участники приобрели альпинистские навыки и первый опыт по подъему на заснеженные вершины и ледники с КВ-радиостанцией. Эти условия максимально приближены к условиям Эльбруса. Мы сделали первый шаг и первую пробу сил. У нас есть ещё время устранить недостатки в организации и работе аппаратуры. А самое главное мы доказали, что горное радиолюбительство может существовать и развиваться.

В заключение хочу сказать огромное спасибо всем кто встречал нас в эфире и не проходил мимо, всем тем, кто провёл с нами QSO. Теплейшие вам 73! До встречи в эфире с вершины Эльбруса!
P.S. Такая встреча состоялась. См. экспедицию R6SE Радиоальпиниада клуба Спорадик