Там где небо обнимает воду

Говорят, горы зовут тех, чья душа им по росту. Думаю, то же самое можно сказать о Севере. Мало кто находит для себя привлекательным отдых в летние месяцы вдали от теплых морей. Но этого нельзя сказать о «Спорадике». Очередная радиоэкспекдиция клуба состоялась! Не так давно участники байдарочного похода по Онежскому озеру вернулись домой, и в этой статье хочется поделиться свежими впечатлениями о гостеприимстве Карелии и приключениях на воде.

Описание: C:\Users\Katechka\Desktop\карелия 2017 статья\IMG_8242.jpg

Старт маршрута был назначен из Великой губы. А до начала байдарочной части была дорога, которая как бы манила заехать дальше, звала за собой, а позже проверяла на прочность наше желание добраться до назначенного места, а так же нашего бессменного водителя. Проезжая Курскую область, посетили недавно установленный клубом памятник мотоциклетному полку.

Описание: C:\Users\Katechka\Desktop\карелия 2017 статья\IMG_8213.jpg

Уже во время езды по Тверской области, природа и характер построек стали меняться. Впереди были только деревянные домики! Очень мало построек на нашем пути были выполнены в привычном нам железобетоне и камне.

Описание: C:\Users\Katechka\Desktop\карелия 2017 статья\P7170012.jpg Описание: C:\Users\Katechka\Desktop\карелия 2017 статья\P7170017.jpg

Самой хитрой частью пути оказался участок, на котором сменили трассу Москва- Санкт-петербург на Санкт-Петербург-Мурманск и поехали, наконец, в сторону Петрозаводска. Вот тут нас, действительно, проверяла дорога. Думаю, никто не забудет эти три зубодробительные километра, где в каждой глубокой яме была кочка, а на каждом бугорке зияла яма, а еще грязь выдавливалась из-под дорожного полотна.

Недаром на обочине установлен памятник дорожному катку… Есть за что, где бы ему еще стоять, как ни здесь! Но ничто не могло поселить в нас и тени сомнения! В окна автобуса приветливо заглядывал вездесущий борщевик выше человеческого роста, мы были почти у цели! А впереди еще оставалось приключение с проездом по сокращенному участку дороги.

Вечером того дня мы достигли Великой Губы, откуда уже следующим утром мы должны были начинать наш маршрут. Наконец, перед нами открылась величественная широта Онежского озера! Карельские комары, спеша приветствовать нас, показали максимальное гостеприимство!

Описание: C:\Users\Katechka\Desktop\карелия 2017 статья\P_20170718_084150.jpg

День первый

Утро первого походного дня сулило нам интересными погодными испытаниями: временами налетал дождь, ветер срывал капюшоны дождевиков, и только кровососущие, веря в лучшее, всегда находились поблизости и были готовы к трапезе.

Описание: C:\Users\Katechka\Desktop\карелия 2017 статья\IMG_2017-07-18_123507.jpg

Позавтракав, мы стали сворачивать лагерь. Ребята виртуозно собрали байдарки, и вскоре наша команда была готова к отплытию.

Описание: C:\Users\Katechka\Desktop\карелия 2017 статья\IMG_8228.jpg

Озеро приветствовало волнами, и те, кто уже ранее путешествовал по Карелии, задумчиво устремляли взоры вдаль и говорили: » все так, как оно и должно быть! Смотрите, такие волны будут сопровождать нас в походе».

Наконец, после непродолжительной заминки с катамараном, все байдарки стали на воду, и мы отправились в путь.

Описание: C:\Users\Katechka\Desktop\карелия 2017 статья\IMG_8249.jpg

В этот день мы прошли около двадцати километров по стоячей воде, и первое приключение не заставило себя долго ждать. Состоялся первый неудачный опыт буксировки байдарки катамараном. Немало воды мы зачерпнули у Онежского озера! На многих это событие произвело впечатление, стали учиться надевать юбки.

Описание: C:\Users\Katechka\Desktop\карелия 2017 статья\IMG_8276.jpg

Вечером мы прибыли на стоянку. Высадились на травянистом берегу и сразу стали украшать деревья мокрой одеждой. Красиво выложили и камин: возле него ритуальным кругом легли промокшие резиновые сапоги. Позже самую необходимую одежду досушивали на вёслах прямо над огнём.

Описание: C:\Users\Katechka\Desktop\карелия 2017 статья\IMG_2017-07-18_201411.jpg

Описание: C:\Users\Katechka\Desktop\карелия 2017 статья\IMG_8348.jpg Описание: C:\Users\Katechka\Desktop\карелия 2017 статья\IMG_8354.jpg

Было очень удобно наблюдать белую ночь именно на этой стоянке. При выходе на припаркованный у берега катамаран, открывался вид на закат, который, к слову, так и алел на небе до самого восхода солнца.

Описание: C:\Users\Katechka\Desktop\карелия 2017 статья\P7180051.jpg

На местных обитателей фауны напал ночной голод… И если ситуация с комарами не требует пояснений, то следует упомянуть, что мы решили подружиться хотя бы с чайками. Путь к сердцу птиц лежал через желудок, и мы приготовили для них хлебных корочек. Чайки трусили брать пищу из рук. Пришлось оставить им безличный хлебный привет прямо на тенте катамарана. Утром узнали, что птицы подношение приняли.

Описание: C:\Users\Katechka\Desktop\карелия 2017 статья\P_20170718_210844.jpg

День второй

Следующим утром отправились на остров Кижи смотреть памятники деревянного зодчества. Меньше чем через час мы приплыли, эффектно причалили в неположенном месте. Наверное, ошарашенные иностранцы помимо воспоминаний об архитектуре Севера привезут домой ещё впечатлений о русской рыбалке!

Описание: C:\Users\Katechka\Desktop\карелия 2017 статья\IMG_2017-07-19_101601.jpg
Описание: C:\Users\Katechka\Desktop\карелия 2017 статья\IMG_2017-07-19_101554.jpg

Удивило количество круизных лайнеров, стоявших на якоре близ острова, а так же частота прибытия кораблей-метеоров.

Описание: C:\Users\Katechka\Desktop\карелия 2017 статья\P7190080.jpg IMG_8443

На острове удалось увидеть реставрацию храма, побывать внутри деревянной церкви, в бане, в доме, совмещенном с мастерской для изготовления лодок, познакомиться с бытом и утварью северян, среди которой было множество предметов, вышедших из употребления.

Описание: C:\Users\Katechka\Desktop\карелия 2017 статья\IMG_8401.jpg
Описание: C:\Users\Katechka\Desktop\карелия 2017 статья\P_20170719_113324_HDR.jpg
Описание: C:\Users\Katechka\Desktop\карелия 2017 статья\IMG_2017-07-19_122638.jpg
Описание: C:\Users\Katechka\Desktop\карелия 2017 статья\P_20170719_113351_HDR.jpg

Часы, проведённые на острове, запомнились спокойствием, размеренностью и умиротворением. Каждый накупил сувениров на свой вкус, и мы тронулись в путь.

Впереди была одна из самых красивых стоянок, которая была неофициально названа нами Каменным островом.

IMG_8486 IMG_8652

Не изменяя своим традициям, провели обряд украшения деревьев мокрой одеждой.

Здесь мы впервые увидели многообразие карельского мха, суровые лысые скалы, нежные, но яркие северные цветы. Вдохновение не заставило себя долго ждать, и мы делали много фотографий.

Описание: C:\Users\Katechka\Desktop\карелия 2017 статья\IMG_8548.jpg
IMG_8656 IMG_8582

Описание: C:\Users\Katechka\Desktop\карелия 2017 статья\IMG_2017-07-19_204842.jpg
Описание: C:\Users\Katechka\Desktop\карелия 2017 статья\IMG_2017-07-19_205130_HDR.jpg

Вообще на острове все шло своим чередом: Николай Петрович писал пейзажи, Валерьян Алексеевич работал в эфире, девчонки кололи дрова, ребята мыли шевелюры и бороды шампунем со вкусом клубники. Да, это была стоянка, на которой мы купались! В этот вечер мы сами себе завидовали, уж очень повезло с погодой!

Описание: C:\Users\Katechka\Desktop\карелия 2017 статья\IMG_2017-07-19_214946.jpg Описание: C:\Users\Katechka\Desktop\карелия 2017 статья\IMG_8599.jpg
Описание: C:\Users\Katechka\Desktop\карелия 2017 статья\IMG_8523.jpg IMG_8661 Описание: C:\Users\Katechka\Desktop\карелия 2017 статья\IMG_8520.jpg

Участники похода начли  пробовать себя в приготовлении кулинарных изысков. В этот вечер у нас был гриб и блины. И мы никому не скажем, как было вкусно! Позже решили подружиться с рыбами и отдать им блины. И те тоже оказались застенчивыми.

День третий

Наутро нам предстоял долгий путь. Погода в этот день была скромнее, небо заволокло единообразной серой пеленой, и чтобы не растерять, а наоборот преумножить хорошие впечатления, заработало «Армянское радио»! Пели наши общие песни, держались кучно, чувствовалась сплачивающая сила музыки.

Ближе к обеду вошли в узкую протоку между островами, в которой встретили утят. Вскоре над нами кругами залетала их мать. Пуглива Карельская фауна, а зря, мы пришли без злых намерений. Удивительно было получить привет от далекой цивилизации в виде старого лампового монитора! Понуро, скучающе смотрел он на нас с берега своим темным экраном. Но забрать его с собой не могли, с нами в качестве почетного гостя уже путешествовал камень.

Две яхты, встретившиеся нам на пути, заставили сгруппироваться. Оттуда и пришла новость, что мы достигли фарватера. Действительно, уже через несколько метров перед нами открылась необозримая широта Онежского озера! Глазомер не находил для себя эталонов, чтобы оценить, насколько далеко простирались теперь перед нами водные просторы. Однако вскоре глаза пришлось опустить. Остаток дня мы плыли по кромке суши, метрах в 30-ти от берега. Дно оказалось сложным. Из-под воды то и дело выглядывали огромные валуны, а те, что были поменьше, угрожающе тянулись своими покатыми спинами к днищам байдарок. Сложность для продвижения создавали и волны- теперь мы были на открытой воде, и ничто больше не прятало нас от них.

Вечером мы были вознаграждены отличной стоянкой! Настоящая лагуна с песчаным пляжем и просторным побережьем для устройства лагеря! Это место запомнилось нам уникальным растительным покровом, пришлось по душе купавшимся, загаравшим, было где совершить фото-прогулку, а так же поработать пилой. На этой стоянке нам встретился одинокий путешественник. Оставаясь достаточно скромным, он все же рассказал, что вот уже 14-й год приезжает попутешествовать по Карелии.

Вечером мы сооружали каменный камин, делали из бревен горящую башню, читали стихи. Много хороших произведений вспомнили, смеялись с того, что таиландские вилки не влезают в русские розетки. Впереди было несколько акробатических игр в «Ножки». Так и не дождавшись заветного падения проигравшего, раздосадованные зрители решили просто перевязать и скрепить канатом получившийся в процессе игры пучок человеческих тел. Продолжая веселый вечер, мы до глубокой ночи играли в «Крокодила». На этой стоянке каждый нашел себе занятие по душе.

День четвертый

Утро четвертого дня начали с задором. Хотелось спать, но казалось, что ничего не может испортить нам настроение. Заработало Армянское радио, мы тронулись в путь. Погода благоприятствовала нам, однако над близлежащим берегом в нашу сторону медленно выдвигался грозовой фронт. Проплывали множество островов, среди которых был остров с заброшенным маяком. Ребята хотели снарядить экскурсионную байдарку, попасть на остров, взобраться на маяк, но вода уже начинала отражать свинец приближающихся облаков. За нами было двенадцать километров открытой воды, перерезанной тонкой полосой островов. Отступать было некуда, надеялись переправиться на дальний берег до начала бури.

Переходя блюдце, несколько раз мы сооружали многобайдарочный плот, чтобы отдохнуть. В остальное время, наш караван сильно растягивался как в длину, так и в ширину. Иногда байдарки находились друг от друга на расстоянии больше ста метров!

Одним из самых ярких впечатлений при переходе через блюдце осталась тишина. Она не била по ушам пустотой, не звенела. Но вокруг по-настоящему не было привычных нам звуков цивилизации, леса и ветра. Даже вода не била по стенкам байдарки. Сложно представить себе место, где еще можно услышать подобную тишину.

Переправа на такое расстояние далась нам нелегко. Впереди был еще поиск места ночевки, а сил почти не было. Пятиминутная остановка запомнилась многим «безжизненным телом, лежащим на жизненном пути». Вечером был флешмоб безжизненных тел.

IMG_8982 IMG_9028

Примерно к восьми часам вечера мы прибыли на стоянку, которую по понятным причинам никто не помнит. Это была небольшая заводь с узкой каменистой береговой линией. Впервые по вине случайности в воде оказался катамаранщик. Похоже, не только шедшим на веслах тяжело дался этот день.

Тот вечер запомнился нам бездыханным флешмобом, бесцеремонными комарами, на которых больше не поднималась рука, песнями под гитару у костра, посиделками в палатке и двойным ужином. Что уж тут скажешь, сил было потрачено много. Старались хорошо отдохнуть.

IMG_9050 IMG_9015

День пятый

Утром, волоча за собою руки, мы сели в байдарки и покинули гостеприимную заводь. Берег, не смотря на его близость, превратился для нас в однородную серо-зеленую массу. Мы просто гребли взмах за взмахом, толчок за толчком. Вскоре перед нами возникло очередное блюдце. Волны были сильнее, чем в предыдущий день, но больше это расстояние не казалось нам непреодолимым, ведь вчера мы два раза переходили участки открытой воды! Шли на ориентир, белый маяк. И вот, когда глазомер с гордостью возвестил, что мы пересекли воображаемую середину, в рацию передали: «причаливаем к берегу», обееед!

Каково же было наше удивление, когда причалив, мы узнали, что уже проплыли семнадцать километров! Был только обед, а раньше мы проходили в среднем по двадцать километров за день!

Наступила пора искать место стоянки. Ребята снарядили байдарку, но быстро вернулись. Славе потребовалось сбросить кожу, а для этого нужна была суша, аптечка и нежные женские руки. Вперед умчался катамаран.

Несмотря на уже горевший уютный костер, мы приняли решение развернуть лагерь на пару километров дальше. Нашим пристанищем на этот раз стал скальный берег, выступающий в воду и обдуваемый ветрами со всех сторон. Надо признать, благодаря ветру, на этой стоянке было меньше всего насекомых. Здесь мы несколько раз видели змей, удалось насладиться земляникой и черникой. Снова купались (а вернее сказать моржевали).

Остаток дня провели за размеренной болтовней у костра. Времени было достаточно, и каждый нашел своего собеседника. Много чая было выпито, много историй рассказано.

Вечером ребята выходили на воду, гарцевали на катамаране, вернулись не менее мокрые, чем если бы ушли на байдарках, но жутко довольные! Усиливающиеся ветры доносили до нас смутные прогнозы о завтрашнем дне.

День шестой

Сбылись наши худшие опасения о погоде, и следующим утром мы не смогли покинуть нашу стоянку. Пенистые загривки волн ежесекундно окатывали берег нашего мыса, на ветках развевалась вымокшая за ночь одежда. Проливной дождь, обрушивавшийся на нас непроглядной сетью, сменялся точно таким же непроглядным туманом. Конца и края этим погодным испытаниям не было видно: Карелия показала нам свой переменчивый, ничего не обещающий характер.

Мы провели ленивый размеренный день, выспались, набрались сил. На многих в этот день напала жажда ходьбы. Подобно шатунам, вымокшие и неприкаянные, бродили ребята по острову, ища, что бы сфотографировать, чем бы поживиться. К слову, запасы еды были на исходе. По лагерю прослеживались заговорщические настроения съесть завхоза! Но вечером героическими усилиями ребят, решивших выйти на катамаране в соседнюю деревню за провизией, завхоз Людмила была спасена! Герои вернулись с крупой и конфетами.

Наступило время чая. Очень кстати пришлись чабрец и Иван-чай, произраставшие на нашей стоянке. Ненастная погода продолжалась, и вечером разломанные сани, валявшиеся на берегу, уже не казались нам такой странной находкой.

День седьмой

Утро нового дня началось с самого искрометного пробуждения! В пять утра под звуки грохающей посуды мы собрались и узнали, что примерно через 40 минут мы должны покинуть лагерь без завтрака! Волны чуть поутихли, но не слабел ветер, и все понимали, что уступка, которую делала нам погода, была временной. Брызги едва давали нам сесть в байдарки, все сразу становилось мокрым.

Завернув за следующий мыс, мы с удивлением обнаружили практически спокойную воду. До Петрозаводска оставались финишные сорок километров. Сил грести было немного, и вскоре катамаран взял нас на буксир. Все байдарки выстроились свиньей, так меньше воды переливалось за борт. Кто-то нашел в этом неплохую возможность поспать.

Несколько раз катамаран, издавая последний голодный рык двигателя, глох. Делать было нечего: «Не дал людям борщом, так теперь отдавай бензином!», говорил наш водитель.

К обеду мы прошли на буксире порядка двадцати километров, и впереди показался замерший, заскучавший в ожидании нас и нахохлившийся на непогоду сопками величественный, протяженный берег Петрозаводска. Дальше шли на веслах. Байдарки снова растянулись на огромные расстояния друг от друга, случалось, что мы даже теряли кого-нибудь из виду. Воссоединиться помог неожиданно опустившийся туман. Какое-то время мы плыли и не видели ни берегов, ни границы воды и неба.

Мокрые и счастливые, мы причалили к берегам Петрозаводска! Позади были порядка ста пятидесяти километров, пройденных нами взмах за взмахом! Вечером мы навестили цивилизацию — накупили много вредной, но милой сердцу еды, упаковывали снаряжение, купались. Уже завтра нам предстояло победоносно прогуливаться по улицам незнакомого города!

День восьмой

Погрузив вещи в автобус, мы распрощались с дикими условиями. Впереди нас ждала прогулка по Петрозаводску. В городе мы разделились, кто-то захотел посетить местный краеведческий музей, а кто-то прогуляться по набережной. Первая группа очень хвалила музей, в котором сами здания на его территории были экспонатами. Историко-культурный центр оказался настолько внушительным по размерам, что ребятам даже не удалось его полностью обойти!

P_20170725_151146 P_20170725_151617 P_20170725_145706

Набережная города была построена в 2003 году и за это время обросла множеством памятников и скульптур. Сейчас она представляет собой славную достопримечательность и излюбленное место для отдыха горожан. Посещали памятник Петру Первому, увидели и знаменитую достопримечательность города- скульптуру «Рыбаки». Вблизи она вызывает неоднозначные чувства…

P_20170725_123107_BF P_20170725_124027

Здесь же на набережной шептали свои желания дереву с ушами. Кормили чаек. Некоторые из них были настолько крупными, что казалось, будто мы не можем предложить им достойного угощения.

P_20170725_124726_HDR P_20170725_131203_HDR

Дима не растерялся и решил проблему гениально! Во всяком путешествии бывают фразы, забыть которые невозможно. Такая была и в этой ситуации. С глазами полными восхищения, он медленно, вкрадчиво подбирался к чайке, дружественно протягивая ей пятьдесят рублей, и вот, наконец, с любовью в голосе произнес: « Ты такая жирная! Вот тебе пятьдесят рублей, сходи, купи себе еды сама!». Чайка не выказала очевидной обиды, но и денег брать не стала. Больше нам нечего было ей предложить, и мы двинулись дальше.

Оставалось время на посещение железнодорожного вокзала. Его здание часто можно было видеть на сувенирных магнитах, ведь это одна из ключевых достопримечательностей города. Там же посещали памятник паровозу. 1937- красовались горделивые цифры на носу старика.

P_20170725_152651_PN P7250675

Прошло совсем немного времени, и мы погрузились в автобус и выдвинулись в сторону дома. По пути заезжали в Старую Ладогу, посещали старинную крепость. На входе висел прейскурант цен на билеты, но ворота оказались открыты, и ничто не мешало нам попасть внутрь. Вот уж поистине Северное гостеприимство!

Уставшие, но счастливые, провожали мы последнюю в нашем походе белую ночь уже из окон автобуса. Чем дальше мы продвигались в сторону дома, тем темнее становилось небо, вскоре показались и звезды, которые мы не видели уже десять дней.

Наше путешествие закончилось, но не заканчиваются теплые воспоминания о нем. Много смешных и добрых ситуаций возникает в походах, и сколько бы интересных историй ни прочел читатель, наиболее ценными остаются моменты, пережитые самостоятельно. А приключения «Спорадика» не заканчиваются! Впереди у нас еще так много непокоренных вершин и непройденных дорог! И на этом удивительном неизведанном пути уже стоят открытые ко всему новому надежные товарищи. До новых встреч в грядущих экспедициях «Спорадика»!